Религия - это часть культуры?

Что мы хотим знать о философии. Вопросы и ответы православия.

Модератор: Miguel

Закрыто
AndreaZ
Сообщения: 584
Зарегистрирован: Вс авг 08, 2004 12:08 am

Сообщение AndreaZ »

Каждый монастырь имеет основанием какой-то фундамент. Либо это святыня, либо это группа подвижников. Для Псково-Печерского монастыря это – «Богом зданные пещеры». Было ли легально христианство во время основания монастыря на территории Печор, не знаю. Но факт уединения первых христиан в пещеры говорит о том, что в них было безопаснее. Хотя первый официальный поселенец был инок Марк, пришедший как раз из Киево-Печсерского монастыря. Однако он был не первым, как я уже упоминал, задолго до него из пещер слышалось пение.
Но не только «Богом зданные пещеры» являются фундаментом монастыря. В монастырях существует такое явление как старчество. Во-первых, один из самых настоящих монахов, устоявшихся перед Богом, получает послушание быть духовником всей монастырской братии. Во-вторых, со временем такие духовники превращаются в старцев – людей, которые получают от Бога дар либо видения души человека, либо зрения будущего, либо какой иной дар. Такие духовные наставники становятся тем более ценными для всех. Они духовно окормляют не только монашествующую братию, но и всех приходящих к ним. К таким стацам в свое время обращались и Достоевский, и Л. Толстой. Такие старцы всегда были в Псково-Печерском монастыре. Сейчас это о. Иоанн и о. Андриан. Попасть к ним непросто. Я был свидетелем, как к ним попадают на прием, хотя некоторых, которых они вовсе и не знают, ждут. Теоретически к старцу может попасть каждый, на деле же каждому, кто попал в трудную жизненную ситуацию и желающему испросить совета у старца хочется задать вопрос: «А готов ли ты услышать о том, в чем ты не прав, и готов ли ты идти к исправлению себя?» Бывает, что посещение старца вводит в тупик людей больше, чем жизненная ситуация, приведшая к старцу. Я сам, честно признаюсь, имел мысль посещения старца, чтобы испросить совета для разрешения возникающего к тому времени выбора в жизни. Но, испугавшись нежданных слов, я не решился проситься к старцу. Этот жизненный выбор я не сделал и по сей день.
Так вот такие старцы являются авангардом монастырской братии. Они и являются самыми основательными просителями за монастырь перед Богом. Они являются духовными путеводителями всех монахов, так, что ни один монах в монастыре не ведет борьбу с лукавым духом вслепую, они же оставляют после себя богатейший подвижнический опыт и тем создают духовную базу монастыря в форме наследия. Кроме того эти же старцы вылечивают души очень многих сотен прихожан как советами, так и молитвенным заступничеством, а иногда и становятся для простых прихожан духовными отцами.
А теперь внимание!
Суть христианства в оправдании людей Христом и в последующем воскресении всех людей. Так вот до момента реального воскресения в теле после Страшного Суда (или Армагеддона, как привыкли называть это время в фантастических мистериях), душа человеческая предваряет то состояние в котором будет находиться после воскресения. То есть, если умер праведник, то он находится в преддверии рая, если грешник – ада. Церковь за те два тысячелетия, что существует не изменила мнения, что переход из ада в рай невозможен, но выход из преддверия ада возможен по нашим молитвам, молитвам живых за умерших. Потому и существуют панихиды, отпевания, просто поминовения усопших – в них мы, живые, каждый раз просим у Бога прощения для мертвых и спасения их душ, конкретно по именам. Святые же, умирая и будучи еще при жизни находящимися душою близко к Богу, после смерти становятся к Нему еще ближе и уже ничего земное совершенно не мешает их душам предстоять перед Богом со своей молитвой. Молитва же у них простая – спасение себя и людей. Но, поскольку сами уже за себя молиться после смерти не могут, да и в принципе незачем – оправданы, они оттуда просят у Бога помощи для нас. И вот тут-то сила заступничества старцев Псково-Печерского монастыря имеет для всех огромное значение.
Спросите вы, какое отношение имеет все это к пещерам? Догадаетесь, когда я изложу еще одно отступление. Что такое мощи? И откуда такое жутковатое поклонение трупам в христианстве (кстати, как в православном, так и в католическом, мощи Петра и Павла, первоверховных апостолов – величайшая святыня всего католического мира)? Даже те, кто бывал из читающих в Александро-Свирском монастыре вряд ли могут ответить себе на этот вопрос.
Аватара пользователя
Miguel
Сообщения: 554
Зарегистрирован: Пт авг 29, 2003 1:19 pm
Откуда: Kondopoga
Контактная информация:

Сообщение Miguel »

2 СУ:Андрюх, сделай архивчик с постами Андреаза, что б можно было всё скопом прочитать.
...и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку,
и к северу и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные....
Аватара пользователя
Cy-27
Site admin
Site admin
Сообщения: 3905
Зарегистрирован: Вт июл 15, 2003 4:16 pm
Откуда: Кондопога
Контактная информация:

Сообщение Cy-27 »

Думал об этом. Попробую.
Вообще, если Андрей согласен, можно отдельную ветку сделать - ибо достойно!
------
> /dev/null
Аватара пользователя
Miguel
Сообщения: 554
Зарегистрирован: Пт авг 29, 2003 1:19 pm
Откуда: Kondopoga
Контактная информация:

Сообщение Miguel »

было б замечательно! ждем решения Андреаза.
...и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку,
и к северу и к полудню, и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные....
AndreaZ
Сообщения: 584
Зарегистрирован: Вс авг 08, 2004 12:08 am

Сообщение AndreaZ »

Пардон, давно не заглядывал сюда - осмысливал, в некотором роде, продолжение и не видел ваших сообщений. Делайте как удобно для читателя, я пишу, в общем-то, не для себя.


Вопрос, который я хотел бы поднять в этом отступлении, настолько сложен, что мне все-таки придется обратиться к авторитетам человечества, оставив собственные измышления.
Познавая внешний мир, мы опираемся на собственные ощущения и на науку, которой безоговорочно доверяем. (Вопрос просто так. А стоит ли доверять?) Но если наши собственные ощущения это наш опыт, то что такое наука? Основными методами науки являются наблюдение, эксперимент, измерение и догадка.
Теперь А. Эйнштейн: « В нашем стремлении понять реальность мы подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов. Он видит циферблат и движущиеся стрелки, даже слышит их тиканье, но не имеет средства открыть их. Если он остроумен, он может нарисовать себе картину механизма, которая отвечала бы всему, что он наблюдает, но он никогда не сможет быть уверен в том, что его картина единственная, которая могла бы объяснит его наблюдения. Он никогда не будет в состоянии сравнить свою картину с реальным механизмом, и он не сможет даже представить себе возможность и смысл такого сравнения.» Самое главное условие продвижения науки заключается в том, что открытые и описанные закономерности настолько РЕАЛЬНЫ, насколько они рациональны. Эту мысль подтверждает и утверждение академика Л.С. Берга : «В науке все то, что способствует ее развитию, есть истина, все, что препятствует развитию науки, ложно. В этом отношении истинное аналогично целесообразному… Итак, истина в науке – это все то, что целесообразно, что оправдывается и подтверждается опытом, способным служить дальнейшему прогрессу науки в науке вопрос об истине решается практикой». И, если далеко не уходить, вспомним, какая главная задача у современной физики: найти логику, описывающую связь сил взаимодействия между элементарными частицами и между телами, состоящими из эти частиц. Последняя теория предполагает существование пространства в виде неких колеблющихся струн (сам пишу и думаю, ну как человеческий мозг может нарисовать себе такую условность для объяснения реальности) – прекрасный комментарий к мысли Эйнштейна. Если, худо-бедно, взаимодействие между элементарными частицами проверяются в установке в CERNe, то эти фантазии физиков-ядерщиков совершенно никак не проверяются, но, однако же уже принимаются за реальную картинку, так как более или менее, но описывают те самые взаимодействия. И, заметьте, будут использоваться в последующих логических цепочках ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ.
Хочу еще напомнить о существовании китайской медицины. Немногие знают, что в Китае существуют два способа лечения людей: это общепринятая европейская медицина, основанная на терапии химией, хирургии и т.п. И медицина традиционная, основанная на знании движения неких биотоков в организме. Интересно, что как у нас существуют поликлиники и больницы, так в Китае существуют поликлиники и больницы, стоящие на традиционной медицине. И едва ли они не пользуются большей популярностью, чем европейские клиники.
Теперь свожу все выкладки в одну цепочку. Что такое для европейцев китайская медицина – часы с непонятным механизмом действия, и, с пока непонятным, самим отсчетом по этим часам. Что такое для китайцев китайская медицина – часы, по которым все умеют считать лучше, чем по каким-либо иным, но понятия не имеют, как они устроены.
Все это мною было сказано для того, чтобы уяснить, что многие вещи из религии – это те самые часы, применение которых НЕ РАЦИОНАЛЬНО для науки, то есть, никогда не подвергалось исследованию наукой именно по этому принципу, а значит, как-либо приплести точу зрения науки просто невозможно. Пока наука религией не занимается. Значит остается собственный опыт, или, как принято в религии, познаваемый опыт других. Опыт, который обретается путем колоссальнейшего духовного труда и который можно самому приобрести лишь ступив на этот самый путь. На данный момент все знания, которые имеет православное христианство о Боге и о взаимоотношении с ним – это пережитый и повторенный опыт многочисленного количества поколений. Так вот и мы можем получить знания об религии лишь доверяя или не доверяя этому опыту. Иного в принципе не дано. Ведь лишь немногие умеют отсчитывать время по этим часам, а об исследовании механизма их мы даже и догадок иметь не можем.
А теперь, все-таки, что же такое мощи исходя из церковного опыта? Реальность, происшедшая с Иисусом Христом, а именно воскресение, это реальность, ожидающая всех нас. Он первый прошел путь смерти и воскресения, тем самым проложив путь для нас. До Него человек просто умирал, душа отходила во власть Диавола, а тело разлагалось на химические составляющие. Теперь же тело каждого умершего человека ожидает восстановление. Заметьте – восстановление, а не создание заново. Мы, по воскрешении другими людьми не будем, иначе нет смысла быть какими-либо особенными до смерти. Так вот, восстановление тела произойдет в первую очередь из тех составляющих, которые остались после смерти. В этом смысле есть очень чудное свидетельство из Ветхого Завета. Для пророка Иезекииля Бог показал, как будут собираться кости, обрастать жилами и мышцами, покрываться кожей (для желающих могу найти место, сейчас не помню).
Так вот, основная мысль: у некоторых людей, посвятивших свою жизнь будущей жизни, воскрешению, живущих абсолютно духовной жизнью тело уже при этой жизни приобретает свойства тела после воскрешения. И это не есть какая-то награда, это просто побочный эффект. Мощи – это тела или части тел святых, которые уже готовы к воскрешению, которые уже отчасти являются новым материалом. Как и иконы мощи способны мироточить. Миро – маслянистая жидкость, по исследованиям химиков состоящая из масла, человеческой слезы и смолы неизвестных пород деревьев наряду с известными. Масло, или, по-славянски, елей всегда использовались для обозначения благодати. Еще древние цари, хоть и у евреев, хоть и даже у египтян «помазывались» на царство – особой благодатью Божией, под видом освященного масла. Эта же благодать Божия под видом масла, но уже нерукотворного, источается и от мощей. Потому она и имеет целительные свойства. И неудивительно, что мощи способны обладать воздействием на живущих – еще при жизни хозяина тело было посвящено им Богу, поэтому перешло в состояние готовое для воскрешение, а следовательно приобрело новые свойства. Именно с таким отношением следует приходить к мощам. Разумеется, что физика воздействия никем и никогда не исследовалась. Может быть, наука когда-нибудь сможет посмотреть на эти часы, а пока это часы, которые показывают время лишь подходящим к ним хоть с крупицей веры, и механизм которых лишь в общих чертах известен церковному обществу.
Теперь, возвращаясь к повествованию о монастыре… Пещеры – это огромное коллективное захоронение всей монастырской братии. На данный момент там захоронено более 10000 человек. Конечно не все там монахи, есть и обычные уважаемые миряне, оказавшие особенную помощь монастырю, но их единицы. Главное, что в пещерах захоронены все умершие святые монастыря, начиная с Корнилия и м. Вассы и кончая последними старцами. Представляете, какое сонмище святых захоронено в пещерах!? Сколько там святых мощей, и как они могут воздействовать на живого человека!? А ведь они всегда были охраняемы монахами, и никогда не были поругаемы, как например пещеры Киево-Печерской лавры. Даже песок из пещер считается чудодейственным.
Так вот, когда умирали старцы-духовные наставники, их хоронили в пещере, просто кладя гроб в грот в стене, закладывая проход, но оставляя окошко, где-то 300*300, чтоб можно было видеть гроб и прикоснуться к нему. На протяжении всех пещер стены в таких вот именно окошках. Зачем это делали? Как я уже писал, святые молятся за нас перед Богом, на самом деле их души гораздо живее наших, поэтому, если умирал какой-либо святой старец в монастыре, его заступничество перед Богом за своих духовных чад и за весь монастырь становилось еще более существенным, чем при жизни. И сами монахи приходили к мощам своих духовных наставников с молитвой и за советом. И совет это они получали, и по сей день так делается. Уж как они это делают я не знаю, однако получается, что Псково-Печерских монахам наставниками являются все святые старцы этой обители. Потому-то и крепка и неразрушима эта обитель, что крепка и неразрушима их совместная молитва – наивернейший фундамент монастыря. Еще раз подчеркиваю, что прочувствовать это можно лишь собственным опытом, какие-либо сторонние знания в принципе недостоверны. Это абсолютно незнакомые нам часы, с тем более скрытым механизмом.
AndreaZ
Сообщения: 584
Зарегистрирован: Вс авг 08, 2004 12:08 am

Сообщение AndreaZ »

В пещерах есть уголки, куда вход запрещен. Не знаю, по какой причине, но эти уголки отделены железными решетчатыми дверями. Такими заканчивается один из ходов. К пещерам я вернулся еще раз во время моего пребывания в монастыре, поэтому вернусь к ним еще раз и в моем рассказе.
Если помнит читатель, утром я шел на службу с твердым намерением сбежать из монастыря после окончания утреннего богослужения. Но в результате посещения пещер душевный настрой сам собой переменился. Во-первых, я просто забыл об этой своей мысли – было просто интересно посетить пещеры. Во-вторых, оказавшись в них, увидев все эти древнейшие захоронения, увидев древний пещерный храм, крест, которому 400 лет, сотню гробов, стоящих друг на друге в особой комнате, я не мог не изменить своего взгляда. Просто физического взгляда – ведь не каждый день такое увидишь. Ну а внутри меня произошла еще более резкая перемена. Дело в том, что когда я находился внутри пещер произошла в душе моей какая-то тишина, спокойствие, что-ли за предстоящие события. Я ощутил иную, чрезвычайно мирную реальность, которая является противоположностью земной суете. Мало того, как стеклянный сосуд, наполняясь теплой водой сам разогревается, так и мое внутреннее стало разогреваться от какой-то надежды. Сам не знаю, какой и во что, но понимаю, что надежды. Пока мы были в пещерах, мы практически не разговаривали – бессмысленно было нарушать эту многовековую тишину, посвященную тишине. Но тишины в принципе, как и пустоты не бывает – она всегда чем- нибудь наполняется (помните, как у Андерсена: «Если в старой табакерке век не держат табака, заведется в табакерке старый черт наверняка»). Так вот в пещерах тишина в душе наполняется надеждой. Вот с этой то надеждой я и покинул пещеры. После пещер мы попросились пустить посмотреть пещерный Успенский храм. У него одна стена – это стена горы, и, фактически, половина храма находится внутри пещеры – насельники монастыря использовали природный грот, выдолбив огромное пространство в нем. Когда стоишь на вершине горы – оврага, видишь лишь примыкающую к горе крышу. Внутри храм очень напоминал старинную постройку новгородской Софии. Такое же вертикальное пространство с освещением лишь сверху, а потому полумрак. Службы бывают в этом храме по воскресеньям и по праздникам. Очень плотно стены и столбы храма (поддерживающие крышу) были покрыты старинными иконами - такое количество старинных икон я еще нигде не видел. Величественный и таинственный Успенский храм. Главные святыни его – это мощи игумена Корнилия, о котором я уже рассказывал и чудотворная икона Успения Богородицы. Большая икона в тяжелом серебряном окладе была поднята на подиум и сосредоточивала на себе пространство. Считается, что икона излечивает от глазных болезней. Увы, мне маловеру с моей миопией она не помогла.
AndreaZ
Сообщения: 584
Зарегистрирован: Вс авг 08, 2004 12:08 am

Сообщение AndreaZ »

Вообще-то, весь этот экскурс по пещерам и по Успенскому храму был очень скорым. Человек, который нас вел, был в них уже неоднократно и не ощущал необходимости удовлетворить наше любопытство.
Выйдя из храма где-то около 10.30 мы с Алексеем направились к о. Максиму за работой, все-таки время до обеда еще было, да и нечестно было являться на обед, не поработав в монастыре.
Я говорю: мы. На самом деле все те переживания насилия над моей персоной, которые я начал ощущать при входе в монастырь, достигли своего апогея. Я решил сбежать! Я понял, что более не смогу находиться здесь и часа. Все мое существо категорически отрицало то воздействие на мой внутренний мир, которое оказывало странное воздействие монастыря со всеми монахами. Я знал, что никогда не буду жить по тем принципам, по которым живет этот монастырь, что никогда не возьму смирение за свой жизненный принцип. Я знал и чувствовал, что мне вообще здесь становится противно. Весь этот пасторально-цензорный тон! Какая-то жуткая бездеятельность и закрытость!!! И это христианство!? Такие мысли меня одолевали на коротком пути от Успенского храма до будки о. Максима.
И только я был готов объявить Алексею, что мне нужно срочно удалиться, как вспышкой в мозге полоснуло: «А паспорта-то у тебя нет!!!!!» Паспорт-то отдан о. Максиму, а как ты выедешь из погранзоны без документов, а как ты вообще билет возьмешь? И тут-то до меня дошло, почему паспорта остаются в монастыре на период пребывания в нем. Ты становишься частью этого монастыря, и хочешь ты того или нет, ты будешь жить по уставу этого монастыря. ГРАЖДАНЕ, СТРЕМЯЩИЕСЯ ПОСЕТИТЬ МОНАСТЫРЬ, БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!! Ну что ж, покривило меня, поломало. Но, ничего не поделаешь, смирился, и пошел с Алексеем к о. Максиму.
О. Максим строго нас спросил: «Где вы были, почему после утренней службы не подошли ко мне?»
«Были в Пещерах, но, к сожалению, очень немного успели посмотреть, теперь пришли к Вам».
О. Максим остался доволен нашим ответом, ведь Пещеры монастыря – их гордость и дал нам разнарядку на работу до обеда. Нам следовало попасть на кухню монастыря и помочь в колке и подвозе дров. Вход в кухню был внутри братских корпусов, мы не знали где это, и я с удовольствием поблуждал по внутренним коридорам братского корпуса. Тогда я впервые услышал, как монахи входят в какие-либо двери. Оказывается, прежде чем войти в дверь (кельи, кухни, вообще, везде, где есть люди) человек в монастыре обязан прочитать молитву. Для некоторых она длинная, я так понял, что они читают эту молитву по указанию их духовника. Другие произносят самую короткую молитву: « Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». В каком-то роде эта молитва является паролем. Если в монастыре открываются двери, перед этим звучит молитва, а если не звучит, значит что-то недоброе может войти чрез двери.
В общем, вход на кухню мы нашли. Нам выдали рукавицы и отправили в монастырский двор туда, где рубятся дрова для кухни, и откуда нам следовало их доставлять на кухню, в место, где они стояли в поленнице.
Закрыто